по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Урбанистика" > Рубрика "Дизайн и среда"
Дизайн и среда
Курылева Л.А. - Современные концепции искусственного освещения в контексте исторической среды города c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.1.21734

Аннотация: Предметом исследования является искусственная световая среда в исторических городах России. В статье изучены и проанализированы некоторые существующие отечественные концепции освещения общественных пространств города, выделены наиболее, на взгляд автора, интересные и перспективные приемы и принципы, в них используемые, указаны положительные и отрицательные аспекты применения их в среде исторического города в зависимости от типа планировочной структуры и местонахождения в ней исторического центра, а так же развитости уличной сети и системы общественных пространств города. Приведены международные критерии качества современной световой среды города, выявлены соответствия используемых в концепциях освещения приемов данным критериям. Результатом исследования стал ряд сводных аналитических таблиц, визуально демонстрирующих степень применимости существующих в современных отечественных концепциях освещения принципов к среде некоторых исторических городов России. Такая классификация выявляет слабые стороны существующих концепций и акцентирует аспекты, на которых необходимо остановить внимание при разработке будущих концепций городского освещения.
Атанесян Г. - Переосмысление новых практик возведения городских памятников в постсоветской Армении c. 21-26

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.26375

Аннотация: В статье рассматриваются механизмы возведения новых городских памятников на территории постсоветской Армении и процессы переосмысления их эстетического значения в преобразовании городских символических ландшафтов. Возведения новых памятников до сих пор продолжают приветствоваться гражданами Армении, и не удивительно, что городские власти продолжают активно устанавливать новые статуи по всей территории страны, также утверждая все предложения благодетелей по установке новых памятников, разрешая им отредактировать символические пространства постсоветской Армении. На основе рассмотрения памятников, возведенных благодетелями на территориях постсоветских городов Армении, утверждается, что за последние годы мемориальный ландшафт страны был преобразован и на физическом, и на символическом уровне. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия новых памятников деятелями искусства и жителями городов постсоветской Армении. Появление новых памятников, возведенных по усмотрениям благодетелей и предпринимателей начало вызывать критику со стороны специалистов и общественности, которые сравнивают эти статуи с могильными памятниками. Жители постсоветских городов Армении опасаются, что при продолжении такой практики, города страны скоро будут заполнены низкокачественными статуями и могильными памятниками, главным виновником чего считая городских властей, которые продолжают утверждать все предложения по возведению памятников по всей территории Армении.
Вебер Р., Грибер Ю.А. - Интенсивные недели цвета в профессиональном обучении архитекторов c. 23-34

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25898

Аннотация: Объектом исследования является архитектурная цветодидактика - теория систем и методов профессионального обучения цвету в вузах архитектурного профиля. Цель статьи заключается в том, чтобы представить уникальную программу колористической подготовки архитекторов, разработанную в Техническом университете Дрездена (Германия). Авторы подробно рассматривают этапы апробации и совершенствования предлагаемой дидактической модели. Особое внимание уделяется анализу содержания программы и определению основных технологических условий по формированию комплекса умений и навыков работы с цветом при проектировании средовых объектов у архитекторов. Методологическим основанием для выводов и обобщений служит системно-структурное рассмотрение содержательных и технологических особенностей внедрения интенсивных недель цвета в профессиональное обучение архитекторов. Новизна исследования заключается в расширении рамок научно-методического обоснования комплексной системы упражнений по развитию восприятия цвета и его использования в дизайне окружающей среды. Результаты анализа имеют как практическую, так и теоретическую значимость и будут способствовать дальнейшему осмыслению архитектурного образования в мире.
Задворная Е.С., Гороховская Л.Г. - Объекты уличного искусства в городской среде Владивостока: практики обращения с «тигриными» арт-объектами c. 35-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.2.25970

Аннотация: Цель исследования – выявить специфику городской идентичности посредством анализа репрезентаций в городском пространстве. Предметом исследования является современное городское искусство Владивостока (public art) в контексте коммуникативных практик. Термин "public art" рассматривается как форма уличного искусства в общественном пространстве города. Городская идентичность предстаёт как конструкт и одновременно - как результат коммуникативных действий, происходящих в данной среде. Оценке восприятия репрезентаций городской идентичности посредством паблик арт и посвящено наше исследование. Проводится прагматический анализ объектов паблик-арта в городской среде: скульптуры, росписи, мозаики, рельефы и пр. Среди объектов паблик арт выявляются маркеры городской идентичности (уникальности города). Выстраиваются ряд классификаций данных объектов (тип, тематика, расположение). Выявляются уникальные объекты –- скульптуры и росписи стен, репрезентующие образ тигра. «Тигриные» арт – объекты являются одновременно и самыми распространенными в городской среде Владивостока. Посредством методов наблюдения и интервью уточняется специфика восприятия этих символов жителями города. Выявлено противоречие в семантике образа тигра в городской среде, который одновременно олицетворяет городской бренд (для органов власти), является редким хищником (для экологических организаций) и соответствует культурному коду тотема (для жителей города), что выявлено посредством анализа архаических практик обращения с данными арт объектами и семантического анализа интервью
Фомина Э.В., Барсукова Н.И. - Дизайн-проектирование и модернизация придомовых территорий в промышленных городах на примере Тольятти c. 40-50

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.1.25292

Аннотация: Предметом исследования является городское пространство Тольятти – крупного промышленного центра, построенного в советское время. В статье анализируются советские и постсоветские идеи проектирования городской среды. Объектом исследования являются придомовые территории наиболее проблемных, жилых типовых кварталов промышленного города, которые в меньшей степени соответствуют современным представлениям о комфорте человека в городской среде. Необходимость модернизации и гармонизации дворовых пространств для повышения качества жизни городского населения показаны средствами комплексного средового подхода, а именно дизайн-проектирования. Проводится корреляционный анализ современных проектных установок формирования комфортной среды и идей-ресурсов, заложенных в проекте «идеального» советского промышленного города. Выявлены позитивные градостроительные идеи «города будущего», позволяющие продуктивно благоустраивать придомовые территории, исследована проблематика жилой типовой застройки Тольятти и изменение функций городской среды. Обоснована роль двора как значимой территории для повышения качества жизни человека в современном промышленном городе. Представлена концепция современного дворового пространства.
Грибер Ю.А. - Монохромная модель городской колористики c. 58-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.2.22749

Аннотация: Объектом исследования является архитектурная колористика как историко-культурный феномен. Предмет рассмотрения – монохромная цветовая гамма фасадов зданий, характерная для некоторых населенных пунктов мира. Задача статьи заключается в выявлении механизмов формирования монохромной модели городской колористики и систематизации их социокультурных особенностей. Автор подробно рассматривает главный принцип модели, определяющий связь между цветом и формой в городском пространстве, анализирует стратегии распространения монохромной колористики и механизм наследования цветовой традиции культурой. Особое внимание уделяется экспертизе существующих поселений с монохромной цветовой гаммой фасадов зданий. Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение разнородных вариантов монохромной модели городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка историко-культурных оснований для построения типологии монохромности в архитектурной колористике. Новизна исследования заключается в выявлении и описании трех основных вариантов монохромной модели: «эволюционного», «искусственного» и «смешанного», которые заметно различаются с точки зрения механизмов формирования и социокультурных свойств. «Эволюционный» вариант представляет собой продукт естественного развития колористики поселения, «искусственный» является результатом целенаправленного цветового проектирования, а «смешанный» вариант совмещает в себе «искусственный» механизм «вживления» новой колористики с «естественным» способом дальнейшего развития новой цветовой традиции в городской ткани.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"